Эмали и Цветное стекло
Горячие эмали по своему химическому составу это стекла, которые могут быть прозрачными, непрозрачными (содержащими пигменты) или полупрозрачными опалесцентными (подобными опалу). Внешний вид, цвет и свойства эмалей существенно зависят от состава стекла, а так же добавок, которые вводятся в рецептуру основы. Стекло – это твердый аморфный материал, не имеющий определенной температуры плавления, т.е. при нагревании переходит сначала из твердого состояния в пластичное, а с дальнейшим повышением температуры – из пластичного в жидкое. Интервал стекловарения (обычно он составляет 100-20
0С) зависит от состава стекла. Нижняя граница температурного диапазона внутри этого интервала, при котором размягчение эмали оптимально, как правило лежит в диапазоне от 700 до 850С.В основном рецептуры серийно выпускаемых эмалей составлены так, чтобы их можно было обжигать при температуре красного каления, определяя ее на глаз. Но температурные диапазоны нанесения эмалей не являются жесткими, подбираются экспериментальным путем, и порой обжиг вполне успешно производится в печи, не оснащенной датчиком точного контроля температуры. Существуют различные виды изделий с эмалями. Технические термины, описывающие различные методы изготовления изделий с эмалями, прячутся за загадочные французские синонимы – многие из этих методов были доведены до совершенства именно во Франции.
Одним из самых распространённых и традиционных видов изделий являются украшения с перегородчатой эмалью. Тонкие полоски металла припаиваются к поверхности базового металла – основания, образуя, таким образом изолированные ячейки, которые впоследствии заполняются эмалью. Перегородки препятствуют перетеканию расплавленной эмали за ее границы. После нанесения и обжига эмали на изделии образуются зоны, покрытые эмалями разного цвета, разделенные металлическими перегородками.
Не менее распространена техника изготовления изделий с выемчатой эмалью. Углубления или ячейки в поверхности базового металла – подложки, как правило, делаются резцом или штихелем (эмаль по резьбе) или вытравливаются кислотами. Углубления заполняются эмалью, обжигаются и обрабатываются для получения ровной полированной поверхности изделия.
Процесс изготовления разноцветных эмалей достаточно сложен, а порой опасен для здоровья. Даже точнейшее соблюдение рецептуры и технологических режимов стекловарения не может гарантировать стабильный цвет и прочие свойства эмали в разных партиях.
Смешение двух готовых эмалей разного цвета не даст третьего, промежуточного цвета: например, синяя и желтая прозрачная эмаль не дадут при смешении зеленый цвет. Именно поэтому профессиональные мастера – эмальеры предпочитают иметь в наличии все палитры всех доступных производителей – это позволяет наиболее точно подобрать желаемый цвет, когда это необходимо. При изготовлении тиража изделий с эмалями, для соблюдения единой цветовой гаммы рекомендуется использовать для каждого цвета одну партию готовой эмали – это позволит выдержать одинаковые цвета для всего тиража.
Обжиг эмалей производится при высокой температуре, порой опасно близкой к температуре выгорания одного из цветов. Иногда может происходить взаимодействие эмалей между собой или с подложкой, на которую эмаль накладывается, - в частности, пурпурная золотосодержащая эмаль часто при наложении на неподготовленную серебряную подложку приобретает бурый цвет, свойственный крупным частицам аморфного золота.
Все перечисленные ниже проблемы и тонкости приводят к тому, что эмали недешевы, а их наложение относится к тем видам ювелирного мастерства, которые требуют особенного терпения и навыков, приобретаемых с опытом. Изготовление изделий с эмалями традиционно считается одним из тонких видов ювелирного мастерства, содержащим массу секретов, недоступных основной массе ювелиров.
С точки зрения внешнего вида и дизайна наиболее важными требованиями, предъявляемыми к эмалям, являются разнообразие цветовой палитры ( и однородность каждого цвета), прозрачность, отсутствие загрязнений и посторонних включений (включая пузыри), близкий к используемому металлу коэффициент термического расширения, хорошая адгезия к металлу, механическая прочность, химическая устойчивость цвета, низкая температура плавления. Мир эмалей столь широк и многообразен, а результаты применения даже хорошо описанных методик столь непредсказуемы и капризны, что создать полноценную методику изготовления изделий с горячими эмалями, вероятно, не представляется возможным. Метод проб и ошибок – это основной принцип освоения техники работы с эмалями.